четверг, 28 марта 2013 г.

Миф, рождающий красоту, или история с продолжением.

Когда тюльпан достиг Европы, то его выращивание превратилось в хобби для богатых. Все, кто причислял себя к аристократии, считали своим долгом иметь в саду несколько разновидностей тюльпана. Иногда в садах перед тюльпанами ставили зеркала, чтобы визуально увеличить количество цветов.

 

До 1630 года луковицы выращивали и продавали только в среде ученых и ботаников. Простое население и даже знать не имели возможности честно купить луковицы для своего сада. Те, кто не мог себе позволить покупку луковиц, окружали себя предметами мебели, вазами, вышивками с изображением тюльпана.

Популярность цветка росла. Коммерчески настроенные люди, узнав о цене вопроса, были уверены, что нашли идеальную схему "быстро разбогатеть". Тюльпаны постоянно дорожали, а это действовало как приманка. Вчерашние торговцы рыбой, хлебом или овощами уже сегодня с успехом могли продавать тюльпаны.  Луковицы продавались быстрее, чем росли. Поэтому их продавали "на бумаге" - подобно биржевым торгам. Такая покупка не гарантировала приобретения луковиц по договоренной стоимости.

 

По другой версии, тюльпаны известны в Европе с 1559 года, когда швейцарский ботаник Конрад Геснер увидел несколько экземпляров нового для себя растения в саду немецкого города Аугсбург. В 1561 году он опубликовал статью с иллюстрациями тюльпана в одном из научных журналов. В 1753 году  именем  К. Геснера  даже назвали сортосерию низкорослых раннецветущих тюльпанов Tulipa gesneriana, которая популярна и сейчас.

Тюльпан быстро стал фаворитом среди европейских садовников, и Нидерланды вскоре взяли на себя инициативу в производстве ценных сортов.

 

При получении луковиц покупатели были вынуждены доплачивать разницу между стоимостью на момент осуществления сделки и ценой на день отгрузки.

Уже тогда процветал обман покупателей. Продавцы заказывали у художников рекламные рисунки с неестественными окрасками цветков тюльпанов, чтобы продать обычные луковицы по цене сортовых.  Кроме того луковицы продавались на вес, "щедро" облепленные слоем глинистой земли, что значительно увеличивало прибыль нечестных  продавцов.

 

Период абсурдных спекуляций вошел в историю  как "тюльпаномания" ( официально 1636-1637 гг. ). Это явление было настолько сильным, что экономисты и историки до сих пор разгадывают механизм и причины такой одержимости. Дело доходило до того, что одна луковица могла быть продана по цене дома в лучшем районе Амстердама. К примеру, чтобы собрать такую сумму, каменщику нужно было бы  работать  15 лет.

Крах цен на тюльпаны произошел в 1637 году, когда стоимость луковиц достигла пика. Это отрезвило людей, которые потеряли все свое имущество и возненавидели тюльпан. Возможно, поэтому он долгие годы  был вытеснен гиацинтом.